Проект
Государственного учреждения образования
«Ушачская средняя школа»
Название проекта: «Островок спокойствия». Ресурсный центр для учащихся с расстройствами аутистического спектра в условиях учреждения общего среднего образования.
Название организации: Государственное учреждение образования «Ушачская средняя школа»
Физический и юридический адрес организации, телефон, факс: Республика Беларусь,211524, Витебская область, г.п.Ушачи, ул. Ленинская, д. 15, тел. 8 (02158) 5 77 32, ushachi_s @mail.ru
Информация об организации: Учреждение образования является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Учреждение образования выполняет образовательную, интеллектуальную, социальную и культурную функции, направленные на удовлетворение интересов личности, общества и государства. Одним из направлений образовательной дельности является организация коррекционных занятий с детьми с особенностями психофизического развития, проведение консультаций для родительской и педагогической общественности, обучающих занятий для законных представителей детей
Контактное лицо: Алёна Владимировна Ворса, телефон 8 (02158) 5 70 44, e-mail ushachi_s@mail.ru
Прежняя помощь, полученная от других иностранных источников: имеется опыт сотрудничества с международным банком «Развитие»
Необходимая сумма: 7675 евро
Срок реализации проекта: 12 месяцев
Цель проекта: Организация комфортной адаптивно-адаптирующей образовательной среды для учащихся с расстройствами аутистического спектра в условиях учреждения общего среднего образования.
Задачи, планируемые к выполнению в рамках реализации проекта:
- рациональная организация школьной жизни детей с расстройствами аутистического спектра;
- индивидуальной работа, стимулирующая социальное, эмоциональное и личностное развитие детей;
- поддержка семей и координация взаимодействия родителей с педагогами;
- совершенствование материально-технической базы школы.
Целевая группа: учащиеся с особенностями психофизического развития, в структуре дефекта которых присутствуют расстройства аутистического спектра, зачисленные в классы интегрированного обучения и воспитания, законные представители вышеуказанной категории детей.
В рамках разработки и реализации данного проекта предусматривается реорганизация пространства учебных кабинетов под ресурсный центр и его оснащение необходимым оборудованием.
Краткое описание мероприятий в рамках проекта:
1. Проведение косметического ремонта, художественное оформление интерьера помещений, выделенных под ресурсный центр.
2. Приобретение необходимой мебели, предметов интерьера, игрового, учебного, сенсорного, проекционного, интерактивного оборудования и оргтехники, отвечающих принципу зонирования (зона индивидуальных занятий, зона групповых занятий, зона сенсорной разгрузки, зона консультирования).
3. Организация коррекционных занятий учителя-дефектолога, педагога-психолога.
4. Организация консультативной работы среди законных представителей и педагогов.
5. Проведение мероприятий для детей в рамках межведомственного взаимодействия со всеми заинтересованными службами (здравоохранение, культура, социально-педагогический центр).
6. Привлечение к работе проекта детей, которые по медицинским показаниям обучаются на дому.
7. Освещение информации о проводимых в рамках реализации проекта мероприятиях на сайте школы.
Обоснование проекта:
На протяжении четырёх лет наша школа работает с детьми, у которых диагностированы расстройства аутистического спектра (далее - РАС), и в последнее время число обучающихся с не только диагностированными расстройствами, но и с отдельными аутистическими чертами увеличивается. Перед педагогами школы встают вопросы, что затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей, как с ними общаться и как их обучать, ведь каждый ребёнок с РАС уникален и не существует стандартных рецептов работы с данной категорией детей. Правильно организованная коррекционная работа и правильно созданная среда даёт более положительную картину развития аутичного ребёнка.
Самое главное в создании такой среды – педагоги, именно от их опыта и навыков, готовности гибко подходить к решению тех или иных задач, связанных со взаимодействием коллектива и ученика с особенностями, зависит эффективность ресурсного центра. Главная его задача – создание для учеников, учителей и их помощников такого пространства, которое позволит максимально облегчить адаптацию ребенка с особенностями в коллективе, преодолеть у него проявления аффективной патологии, формировать целенаправленность деятельности.
При организации коррекционной работы аутичному ребёнку нужна четкая и подробно разработанная организация, позволяющая осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы для организации своего поведения. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда вызывает дискомфорт. Поэтому пространство ресурсного центра должно быть зонировано.
В зоне занятий считаем целесообразным разместить специальные парты, позволяющие работать ребенку вместе с педагогом и не отвлекаться на внешние раздражители. Помимо классических дидактических материалов, паззлов, игр на развитие моторики, музыкальных, логических игрушек, сюжетных игр целесообразно использование интерактивного оборудования (мультиборд, интерактивные доска, коммуникатор). Несмотря на его относительную дороговизну, оно позволяет значительно расширить возможности по обучению ребенка, особенно при правильном использовании соответствующего программного обеспечения.
При комплектовании визуальных материалов и средств альтернативной коммуникации нужно отталкиваться от индивидуальных особенностей учащегося, каждому требуется свой набор, а кому-то он вообще не нужен. Но иметь в арсенале хотя бы минимальный комплект такого оборудования, на наш взгляд, необходимо. Это позволило бы значительно упростить работу ученикам, имеющим коммуникативные сложности.
У большинства детей с РАС обнаруживается целый ряд отклонений в сенсорной сфере (негативные реакции на прикосновение, звук, яркий свет), снижены функциональные возможности, необходимые для выполнения значимых для него действий: повышения навыков самообслуживания и усиления социальной активности. Это оказывает в дальнейшем тормозящее влияние на развитие коммуникативной стороны речи. Особенности сенсорной сферы детей с расстройствами аутистического спектра становятся источником проблем в обучении и приводят к различным видам нарушенного поведения. Многие трудности, вызванные сенсорными особенностями детей с РАС, можно преодолеть, создавая особую сенсорную среду или используя специальное оборудование. Поэтому без зоны сенсорной разгрузки не обойтись. Следует отметить, что для данной зоны мы считаем целесообразным выделить отдельное помещение. Здесь можно разместить простейшие тренажёры, сенсорные и тактильные дорожки, коврики, балансировочные диски, световой стол для рисования песком.
Пространство зоны сенсорной разгрузки необходимо оборудовать сенсорно-динамическим залом, где ребенок сможет познать свой внутренний и окружающий мир через движение, эффективно осваивать двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но так же и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг.
Оборудование зоны сенсорной разгрузки может быть использована в качестве релаксационной паузы или поощрения за выполненное задание или как дополнительная мотивация для учебы на усмотрение педагога.
Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра должна строиться в форме многостороннего диалога, в котором, помимо педагогов должны принимать участие родители, специалисты других заинтересованных служб, поэтому наличие зоны консультирования вполне обосновано. И в этой зоне важно создать атмосферу комфорта и уюта посредством использования правильно подобранной мягкой мебели, предметов интерьера и декора. Здесь же можно разместить журнальный столик стойки, ширмы или открытые стеллажи с консультативными материалами (буклеты, памятки, журналы).
Место реализации проекта: Республика Беларусь, Витебская область, г.п. Ушачи, ул. Ленинская, д.15
Бюджет проекта: 7 675 евро
Ожидаемый результат: Создание и поддержание условий, которые делают образовательную среду для детей с расстройствами аутиcтического спектра управляемой, адаптированной к возможностям ребёнка и адаптирующей его самого к окружающей действительности. Адаптивно- адаптирующая среда в процессе пролонгированной работы с ребёнком с аутизмом будет видоизменяться, усложняясь и расширяя его возможности.
Создание ресурсной комнаты для аутичных детей в условиях учреждения общего среднего образования будет способствовать уменьшению барьера, отделяющего их внутренний мир от мира вне него. При проектировании ресурсного центра будут учтены специальные условия, отвечающие требованиям индивидуализации, визуализации, удовлетворению детских потребностей ребёнка с аутизмом.
Проект имеет многовариативный универсальный характер и может быть реализован в процессе оказания коррекционно-педагогической помощи разным категориям детей с особенностями психофизического развития, детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы при условии соответствующей адаптации вариантов использования оборудования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерное наполнение зон
ресурсного центра для детей с расстройствами аутистического спектра
в учреждении общего среднего образования
Зона занятий/индивидуальной работы
Учебный блок:
- комплекты ”Парта-трансформер с приставной тумбой и стул ученический“ (3 шт) -384 бел. руб за 1 компл.
- комплекты ”Стол для детей дошкольного возраста - стул“, которые можно комбинировать и составлять в круг, полукруг.(3 шт) – 98 руб за компл.
- комплекты мебели (стеллажи, стенка-горка) для игрового и развивающего оборудования 2 шт - 506 бел. руб за компл..
- ”Стол логопеда“ или стол с зеркалом для демонстрации возможностей осуществления логопедической работы - 174 бел.руб.
- двухсторонняя ширма ”Меловая доска и магнитно-маркерная доска“ – 1002 бел. руб.
- двусторонний прозрачный мольберт – 1229 бел. руб.
- стол-комплект с дидактическими играми – 1482 бел. руб.
- основание и стойка для развивающих панелей, набор развивающих панелей (”Запомни и повтори“, ”Пишу и считаю“, ”Лабиринт“ и др.). – 236 бел.руб.
- дидактическая панель ”Времена года“. – 158 бел. руб.
- тактильные ячейки (модуль) – 453 бел. руб.
Игровой блок:
- стол-мозаика – 1627 бел. руб.
- игровой набор мягких модулей – 312 бел. руб.
- тренажер для развития мелкой моторики рук – 365 бел. руб.
- детский сухой бассейн с шариками – 291 бел. руб.
- будо-мат (мультицвет) – 40 бел. руб.
Зона сенсорной разгрузки:
- кресло-кубик, размер: L75 W75 H61 – 996 бел. руб.
- кресло-груша ”Классик Оксфорд“ размер XL (135 на 100 см) (2 шт) – 95 бел. руб.
- пучок фибероптических волокон с источником света – 810 бел. руб.
- световой стол для рисования песком – 330 бел. руб.
- интерактивный проектор – 1284 бел. руб.
- балансировочная доска (2 шт) – 83 бел. руб. за шт.
- тактильная дорожка – 977 бел. руб.
- бизиборды («Куб», «Кот», «Море») – 167 бел. руб.
- тактиль-развивающая панель – от 1660 бел. руб.
- комплект сенсорных игрушек – 192 бел. руб.;
- утяжелители для рук и ног- 61 бел. руб.;
- сенсорно-динамический зал «Дом Cовы» - 16 500 бел. руб.
-настенные маты – 78 бел. руб.
Консультационная зона
- комплект мягкой мебели, состоящий из двухместного дивана и одноместных кресел из эко-кожи (для удобства размещения консультанта и консультируемых, а также создания доверительной обстановки и снятия эмоционального напряжения) – 1017 бел. руб.
- журнальный стол – 295 бел. руб.
- стеллажи (для размещения методических и консультационных материалов) – 348 бел. руб.
- флипчарт (для проведения занятий-практикумов, тренингов)- 359 бел. руб..
- многофункциональное устройство для цветной и черно-белой печати – 614 бел. руб.
- ламинатор – 63 бел. руб.
перфобиндер (для создания и размножения консультационных и методических материалов) – 258 бел. руб.
- мультиборд с компьютерными развивающими программами (например, ”Логомер“, ”Маленький умник” и др.)и беспроводными клавиатурой и мышью (для проведения консультативной работы в режиме онлайн, для использования информационных коммуникационных технологий в работе с детьми, для участия в вебинарах и конференциях) - 7 128 бел. руб.
- ковровое мягкое покрытие – 179 бел. руб.
ИТОГО: 39 267 белорусских рублей (7 675 евро)
Project
State educational Institution
"Ushachi secondary school"
Project name: "Island of calm". Resource center for students with autism spectrum disorders in the conditions of a general secondary education institution.
Name of the organization: State educational Institution "Ushachsi secondary school"
Physical and legal address of the organization, phone, fax: 211524, Vitebsk region, Ushachi, Leninskaya str., 15, tel. 8 (02158) 5 70 44, ushachi_s @mail.ru
Information about the organization: An educational institution is a non-profit organization established to achieve educational goals, and does not pursue profit-making as the main goal of its activities. The educational institution performs educational, intellectual, social and cultural functions aimed at satisfying the interests of the individual, society and the state. One of the directions of educational activity is the organization of correctional classes with children with special needs of psychophysical development, consultations for the parent and pedagogical community, training sessions for legal representatives of children.
Contact person: Aliona Vladimirovna Vorsa, telephone 8 (02158) 5 70 44, e-mail ushachi_s@mail.ru
Previous assistance received from other foreign sources: there is experience of cooperation with the International Development Bank
Project budget: 7675 euros
Project implementation period: from October 24, 2022 to September 30, 2024
The aim of the project is to organize a comfortable adaptive-adaptive educational environment for students with autism spectrum disorders in the conditions of a general secondary education institution.
Tasks planned for implementation within the framework of the project:
- rational organization of school life of children with autism spectrum disorders;
- individual work that stimulates the social, emotional and personal development of children;
- support for families and coordination of interaction between parents and teachers;
- improvement of the material and technical base of the school.
Target group: students with special features of psychophysical development, in whose defect structure there are autism spectrum disorders, enrolled in classes of integrated education and upbringing, legal representatives of the above category of children.
As part of the development and implementation of this project, it is planned to reorganize the space of the study room for a resource center and equip it with the necessary equipment.
Brief description of the project activities:
1. Carrying out cosmetic repairs, interior decoration of the premises allocated for the resource center.
2. Purchase of necessary furniture, interior items, gaming, educational, sensory, projection, interactive equipment and office equipment that meet the zoning principle (zone of individual
interaction with all interested services (health care classes, group classes zone, sensory unloading zone, counseling zone).
3. Organization of correctional classes of a teacher-defectologist, teacher-psychologist.
4. Organization of advisory work among legal representatives and teachers.
5. Carrying out activities for children within the framework of the interdepartmental, culture, socio-pedagogical center).
6. Involving children who are home-schooled for medical reasons in the work of the project.
7. Coverage of information about the activities carried out within the framework of the project on the school's website.
Justification of the project:
For four years, our school has been working with children who have been diagnosed with autism spectrum disorders (hereinafter - ASD), and recently the number of students with not only diagnosed disorders, but also with individual autistic traits has been increasing. School teachers face questions that complicate the processes of teaching, upbringing and correction of such children, how to communicate with them and how to teach them, because every child with ASD is unique, and there are no standard recipes for working with this category of children. Properly organized correctional work and a properly created environment gives a more positive picture of the development of an autistic child.
The most important thing in creating such an environment is teachers, it is on their experience and skills, willingness to flexibly approach the solution of certain tasks related to the interaction of the team and the student with the characteristics that the effectiveness of the resource center depends. Their main task is to create such a space for students, teachers and their assistants, which will make it possible to facilitate the adaptation of a child with special needs in a team, overcome his manifestations of affective pathology, and form a purposefulness of activity.
When organizing correctional work, an autistic child needs a clear and detailed organization that allows them to understand the order of what is happening and use established rituals to organize their behavior. A sudden disturbance of order for a child with autism always causes discomfort. Therefore, the space of the resource center should be zoned.
We consider it advisable to place special desks in the classroom area, allowing the child to work together with the teacher and not be distracted by external stimuli. In addition to classical didactic materials, puzzles, games for the development of motor skills, musical, logical toys, story games, it is advisable to use interactive equipment (multiboard, interactive whiteboard, communicator). Despite its relative high cost, it allows you to significantly expand the possibilities of teaching a child, especially when using the appropriate software correctly.
When completing visual materials and means of alternative communication, it is necessary to start from the individual characteristics of the student, everyone needs their own set, and someone does not need it at all. But in our opinion, it is necessary to have at least a minimum set of such equipment in the arsenal. This would greatly simplify the work of students with communication difficulties.
The majority of children with ASD have a number of deviations in the sensory sphere (negative reactions to touch, sound, bright light), reduced functionality necessary to perform significant actions for him: improve self-service skills and enhance social activity. This has a further inhibitory effect on the development of the communicative side of speech. Features of the sensory sphere of children with autism spectrum disorders become a source of learning problems and lead to various types of impaired behavior. Many difficulties caused by the sensory characteristics of children with ASD can be overcome by creating a special sensory environment or using special equipment. Therefore, it is impossible to do without a sensory unloading zone. It should be noted that we consider it appropriate to allocate a separate room for this zone. Here you can place the simplest simulators, sensory and tactile tracks, mats, balancing discs, a light table for drawing with sand.
The space of the sensory unloading zone must be equipped with a sensory-dynamic hall, where the child will be able to know his inner and surrounding world through movement, effectively master motor skills. Various variations of the use of projectiles contribute to the development of not only physical strength, but also bodily plasticity, dexterity, balance and coordination. Not only the body gets development, but also the brain.
The equipment of the sensory unloading zone can be used as a relaxation pause or a reward for a completed task or as an additional motivation for studying at the discretion of the teacher.
Correctional work with children with autism spectrum disorders should be built in the form of a multi-sided dialogue, in which, in addition to teachers, parents and specialists from other interested services should take part, therefore, the presence of a counseling zone is fully justified. And in this area it is important to create an atmosphere of comfort and coziness through the use of properly selected upholstered furniture, interior items and decor. Here you can also place a coffee table racks, screens or open shelving with advisory materials (booklets, memos, magazines).
Project location: Republic of Belarus, Vitebsk region, Ushachi, Leninskaya str., 15
Expected result: Creating and maintaining conditions that make the educational environment for children with autism spectrum disorders manageable, adapted to the capabilities of the child and adapting him to the surrounding reality. The adaptive-adapting environment in the process of prolonged work with a child with autism will change, becoming more complex and expanding its capabilities.
The creation of a resource room for autistic children in the conditions of a general secondary education institution will help to reduce the barrier separating their inner world from the world outside it. When designing the resource center, special conditions will be taken into account that meet the requirements of individualization, visualization, and meeting the children's needs of a child with autism.
The project has a multivariate universal character and can be implemented in the process of providing correctional and pedagogical assistance to different categories of children with special psychophysical development, children with emotional and volitional disorders, provided appropriate adaptation of equipment use options.
ANNEX 1
Approximate content
of a resource center for children with autism spectrum
disorders in an educational institution
Name of the object
|
Name of the object
|
Name of the object
|
Name of the object
|
Name of the object
|
Ushachi secondary School"
Resource center for children with autism spectrum
disorders "Island of calm"
|
A transformer desk with a side table and a student's chair“
|
3
|
144
|
432
|
Set "Table for preschool children – chair"
|
3
|
37
|
111
|
Set of furniture (shelving, wall-slide) for gaming and educational equipment
|
2
|
190
|
380
|
Designed for individual remedial classes
|
1
|
60
|
60
|
Chalk board and magnetic marker board“
|
1
|
80
|
80
|
Made of plywood, inside the frame - unbreakable, height-adjustable plexiglass. An easel will allow you to paint on glass.
|
1
|
345
|
345
|
Didactic table with a set of educational aids designed to consolidate figures and forms.
|
1
|
555
|
555
|
This is an unusual simulator designed for the development of touch and fine motor skills in children.
|
1
|
70
|
70
|
The panel is a wooden tree depicting different seasons
|
1
|
59
|
59
|
Tactile cells are designed to develop identification and exploration skills through touch
|
1
|
190
|
190
|
Wooden table with a tabletop in the form of a toy-mosaic
|
1
|
619
|
619
|
Play sports equipment made of soft synthetic materials
|
1
|
117
|
117
|
Simulator for the development of fine motor skills of hands
|
1
|
137
|
137
|
70*70*33
Container made of soft synthetic material filled with plastic balls.
|
1
|
109
|
109
|
|
1
|
13
|
13
|
Satin ribbons fixed on a round base. Designed for relaxation and privacy.
|
1
|
95
|
95
|
Soft floor covering in the form of a puzzle.
|
1
|
15
|
15
|
Frameless chair in the shape of a pear for relaxation
https://www.21vek.by
|
2
|
36
|
72
|
Table with a transparent lid and sides, equipped with lighting.
|
1
|
190
|
190
|
A projectile, which is a wooden board on arcs and serves to develop coordination of movements and motor activity
|
2
|
31
|
62
|
The panel contains various devices and mechanisms that give a visual representation of the elementary mechanics in a game form.https://sensoryroom.by/
|
1
|
150
|
150
|
Sensory toys through tactile sensations affect the child's brain, develop fine motor skills.
|
1
|
72
|
72
|
Paired shells designed to increase the load on certain muscle groups. They look like cuffs.
|
3
|
23
|
69
|
Vertical mats for wall impact protection
|
4
|
35
|
116
|
187x120
Set of upholstered furniture made of eco-leather (double sofa + two armchairs)
|
1
|
449
|
449
|
Coffee table
60*80sm
For individual consultations with children and legal representa
tives
|
1
|
110
|
110
|
Furniture for storage of educational and game aids
117*77*32sm
|
2
|
65
|
130
|
Magnetic whiteboard with a fastener for a sheet or block of paper, turned over like a notepad. Used for lectures, seminars.
|
1
|
135
|
135
|
Multimedia learning tool |
1
|
2666
|
2666
|
(4*2,5m)
Designed to create a comfortable interior.
|
1
|
67
|
67
|
Total amount (EUR)
|
-------
|
-------
|
|
7675
|
Head of the Ushachi secondary school
раскрыть » / « свернуть